Palepurpur.ru

Palepurpur.ru - народный сайт

Энергия (РКК)
ОАО РКК «Энергия» им. С. П. Королёва
Тип

Открытое акционерное общество

Листинг на бирже

RKKE, RKKE

Год основания

1946

Расположение

 Россия: Королёв

Ключевые фигуры

Виталий Лопота
(председатель и главный конструктор)

Отрасль

Разработка и производство космической техники

Продукция

пилотируемые космические аппараты
беспилотные грузовые аппараты
спутники связи
ДЗЗ

Оборот

8,7 млрд руб. (2006 год)

Чистая прибыль

509 млн руб. (2006 год)

Сайт

www.energia.ru

Ракетно-космическая корпорация «Эне́ргия» имени С. П. Королёва (ранее ОКБ-1, ЦКБЭМ, НПО «Энергия») — ракетно-космическое предприятие, одно из ведущих в ракетно-космической промышленности СССР и России, один из двух (наряду с НПО машиностроения/ОКБ-52) разработчиков полного спектра ракетной и космической техники — ракет-носителей, спутников, автоматических межпланетных станций, пилотируемых космических кораблей, пилотируемых орбитальных станций и их модулей, военных баллистических, крылатых и прочих ракет.

Полное наименование — Открытое акционерное общество Ракетно-космическая корпорация (РКК) «Энергия» имени С. П. Королёва. Головная организация корпорации находится в городе Королёве (бывший Калининград, переименован в 1996 году в честь основателя предприятия), филиал — на космодроме Байконур.

Содержание

История

Основана в 1946 году как ОКБ-1, в дальнейшем называлась также ЦКБЭМ и НПО «Энергия». Главным основоположником объединения КБ с производственной базой завода № 88 был Сергей Королёв. Однако, как единая организационная структура возникла лишь в 1974 году под руководством Валентина Глушко. Присвоение новому объединению наименования «Энергия» также является инициативой Глушко.

Предприятие — разработчик и производитель первого искусственного спутника Земли, автоматических станций, запущенных к Луне, Венере, Марсу.

На предприятии в 1956—1957 годы была спроектирована ракета-носитель семейства Р-7 и были выпущены первые образцы этой ракеты, на которых в 1957 году были выведены на околоземную орбиту первые в истории искусственные спутники Земли.

В начале 1960-х предприятие разработало неосуществлённый проект пилотируемого космического корабля «Север». На основе этого проекта были разработаны несколько вариантов космического корабля семейства «Союз», которые стали на более чем полвека (до настоящего времени) единственными запускавшимися пилотируемыми кораблями СССР и России.

С середины 1960-х и до 1974 года предприятие осуществляло масштабнейшие работы по советской лунной программе, включая разработку второй в мире ракеты-носителя сверхтяжёлого класса Н-1, лунно-облётного космического корабля Л-1/«Зонд» и лунно-посадочного корабля-комплекса Л-3.

Разработанные на предприятии несколько вариантов беспилотного грузового космического корабля «Прогресс» стали обеспечивать орбитальные станции «Салют», «Мир» и МКС.

В период 1976—1993 годов предприятие являлось головным разработчиком третьей в мире ракеты-носителя сверхтяжёлого класса «Энергия».

В 1985 году разработан и запущен первый блок орбитальной станции «Мир», являющейся советской орбитальной пилотируемой станцией третьего поколения[1]. Головным разработчиком станции «Мир» являлась РКК «Энергия» им. С. П. Королёва, разработчиком и изготовителем основного блока и модулей станции — ГКНПЦ им. М. В. Хруничева.

В конце 1980-х годов на предприятии разрабатывался бескрылый пилотируемый многоразовый транспортный космический корабль «Заря», предполагавшийся для замены кораблей серии «Союз» и отменённый в связи со средоточением на программе Энергия-Буран.

На предприятии разрабатывался и проходил испытания второй в мире многоразовый космический корабль «Буран»[2], в 1988 совершивший единственный полёт.

На предприятии велась разработка многомодульной орбитальной станции четвёртого поколения «Мир-2», осуществление которой было отменено в связи с распадом СССР и участием России и предприятия в Международной космической станции (МКС).

В 2000-х годах на предприятии произведено усовершенствование производства — закуплены новые современные станки, в Германии закуплен и введён в строй новый стерилизатор для нанесения теплозащитного покрытия на поверхность спускаемого аппарата, вычислительная техника.

С 2000 по 2009 годы РКК на собственные средства разрабатывала крылатый многоцелевой пилотируемый многоразовый космический корабль «Клипер»[3], предполагавшийся для замены кораблей серии «Союз». В 2009 году разработка была остановлена в связи с окончанием конкурса и разработкой нового, более универсального бескрылого космического корабля.

В 2005 году на предприятии по заказу Национальной академии наук Белоруссии был изготовлен космический аппарат для дистанционного зондирования Земли БелКА (спутник). Запуск спутника был неудачным из-за неисправности ракеты-носителя (то есть, не по вине РКК «Энергия»).

Отряд космонавтов РКК «Энергия»

В 1962 году С. П. Королёв подаёт в Правительство СССР докладную записку об участии в космических полётах специалистов ОКБ-1. Предложение обосновывалось необходимостью специальных знаний и навыков для эксплуатации космической техники и проведения экспериментов. Первым инженером ОКБ-1, побывавшем в космосе стал К. П. Феоктистов (на КК «Восход-1» 12 октября 1964 года). В апреле 1964 года в ОКБ-1 создан лётно-испытательный отдел. В 1965 году из гражданских специалистов комиссией было отобрано 12 человек, позже группа была сокращена до 8 кандидатов. В первую группу входили С. Н. Анохин, В. Е. Бугров, В. Н. Волков, Г. А. Долгополов, Г. М. Гречко, А. С. Елисеев, В. Н. Кубасов и О. Г. Макаров. В январе 1967 года группу пополнили В. И. Севастьянов и Н. Н. Рукавишников. Во вторую группу были зачислены В. П. Никитский, В. И. Пацаев, В. А. Ядзовский и от Академии наук СССР (Института сварки им. Е. О. Патона) В. Г. Фартушный.

В испытаниях космических кораблей «Союз», первой в мире стыковке двух пилотируемых космических кораблей («Союз-4» и «Союз-5») c переходом из корабля в корабль через открытый космос участвовал инженер-испытатель ЦКБЭМ А. С. Елисеев. Это послужило началом равноправному участию военных лётчиков и гражданских специалистов в испытаниях пилотируемых космических кораблей и орбитальных станций.

Велась усиленная подготовка советских космонавтов лунной группы, в том числе от ЦКБЭМ, по облётам и посадкам по советской лунной программе.

В связи с прекращением работ по лунной тематике, отряд ЦКБЭМ переходит к подготовке к орбитальным полётам на кораблях «Союз» и долговременных орбитальных станциях. Для реализации программ по орбитальным полётам и работе по совместному советско-американскому полёту «Союз-Аполлон» в 1971—1973 годах в отряд инженеров-испытателей были отобраны В. В. Аксёнов, Б. Д. Андреев, В. В. Лебедев, А. С. Иванченков, Ю. А. Пономарёв, В. В. Рюмин, Г. М. Стрекалов.

Для работ по программам транспортного корабля «Союз-Т», станции «Салют-6» и орбитального корабля «Буран» в 1978 году в новую группу отобраны А. П. Александров, А. Н. Баландин, А. И. Лавейкин, М. Х. Манаров, В. П. Савиных, А. А. Серебров и В. А. Соловьёв.

В 1980 году в отряд испытателей набраны женщины Н. Д Кулешова, И. Р. Пронина и С. Е. Савицкая. В 1982 году Светлана Савицкая выполнила космический полёт в качестве космонавта-исследователя, а в 1984 — в качестве борт-инженера. В ходе программы полёта выполнен выход в открытый космос.

В 1984 году в отряд зачислены С. А. Емельянов и А. Ю. Калери, в 1985 — А. Е. Зайцев и С. К. Крикалёв

Для обеспечения программ орбитального комплекса «Мир» был осуществлён дополнительный набор кандидатов в космонавты: С. В Авдеев (1987); Н. М. Бударин, Е. В. Кондакова, А. Ф. Полещук, Ю. В. Усачёв (1989); П. В. Виноградов, А. И. Лазуткин, С. Е. Трещёв (1992); Н. В. Кужельная, М. В. Тюрин (1994). Е. В. Кондакова выполнила самый длительный космический полёт для женщин (169 суток 5 часов).

Всего, за прошедшие 40 лет, в отряд космонавтов РКК «Энергия» было набрано 66 человек; из них 35 побывали в космосе.

История руководства

  • 1948—1966 годы — генеральный директор и главный конструктор С. П. Королёв.
  • 1966—1974 годы — генеральный директор и главный конструктор В. П. Мишин.
  • 1974—1977 годы — генеральный директор и главный конструктор В. П. Глушко.
  • 1977—1991 годы — генеральный директор В. Д. Вачнадзе[4], главный конструктор В. П. Глушко.
  • 1991—2005 годы — генеральный директор и главный конструктор, председатель корпорации Ю. П. Семенов.
  • 2005—2007 годы — председатель корпорации и главный конструктор Н. Н. Севастьянов.
  • 2007—2011 годы — председатель корпорации и главный конструктор В. А. Лопота.

Собственники и руководство

Основные акционеры компании — Росимущество (38,22 %), управляющая компания «Лидер» (7 %) и ООО Инвестиционная компания «Развитие» (17,25 %), которое, в свою очередь, на 100 % принадлежит РКК «Энергия»[5]. Рыночная капитализация в RTS Board на 10 апреля 2007 года составляла около $340 млн.

Завод экспериментального машиностроения и Инвестиционная компания (ИК) «Развитие» подконтрольны руководству РКК. В конце июля 2007 года новым главой ОАО РКК «Энергия» стал Виталий Лопота. Внеочередное собрание акционеров корпорации избрало его председателем взамен отставленного Николая Севастьянова.

Проходная РКК

Деятельность

РКК «Энергия» — разработчик пилотируемых кораблей «Союз» и беспилотных грузовых кораблей «Прогресс». Эти корабли, помимо прочих применений, обеспечивают функционирование Международной космической станции (МКС) и проведение экспериментов её экипажами, включая смену экипажей и обеспечение МКС материальными средствами. В 2011 году предприятие стало единственным в мире производителем пилотируемых космических кораблей, осуществляющих полёты космонавтов на МКС (до 5 образцов в год к 2013 году).

Также РКК «Энергия» — разработчик системы спутниковой связи «Ямал», подрядчик в создании европейского грузового космического корабля ATV. Участвует в проекте Sea LaunchМорской старт») — производит разгонные блоки «ДМ-SL», выпускает разгонные блоки для украинских ракет-носителей «Зенит».

Предприятие ведёт разработку нового многоцелевого частично-многоразового пилотируемого космического корабля ППТС-ПТКНП («Русь»).

На предприятии ведётся разработка Коммерческой космической станции (CSS) для космического туризма.

Также предприятие имеет проекты лунно-облётного варианта корабля «Союз» для космического туризма, новой небольшой российской орбитальной станции (на период после завершения эксплуатации МКС) и лунных экспедиций с использованием корабля ПТКНП «Русь».

Компания является членом МАКД. РКК «Энергия» регулярно принимает участие в Международных авиационно-космических салонах, проходящих в Парижском предместье Ле-Бурже, на авиационно-космическом салоне МАКС в городе Жуковском (Московская область).

РКК «Энергия» принадлежит авиакомпания «Космос», владеющая парком самолётов Ту-134 и Ан-12, базирующаяся в аэропорту Внуково («Внуково-3»). Авиакомпания обеспечивает доставку людей и грузов в филиалы РКК.[6]

В конверсионной деятельности корпорации основные направления — создание современных средств протезирования для людей с поражением опорно-двигательного аппарата, электродвигательные транспортные средства: электротележка КАР-10 — прогулочная коляска, электрогрузовая тележка ЭГТ 1 с питанием от батареи суперконденсаторов.

Показатели деятельности

Выручка компании в 2006 году составила 8,7 млрд руб. (в 2005 году — 6,3 млрд руб.), чистая прибыль — 509 млн руб. (в 2005 году — 159 млн руб.).

Перспективные программы

  • Создание транспортной пилотируемой космической системы нового поколения
  • Развитие космического туризма
  • Разработка космических систем для межпланетных экспедиций
  • Разработка и создание космических телекоммуникационных систем с использованием крупноразмерных космических антенн и отражателей.

Сотрудничество в области изготовления космических кораблей

Предприятия, которые участвовали и участвуют в проектах РКК «Энергия»:[7]

Социальная политика

Рабочие обеспечиваются бесплатным питанием, медицинской страховкой. Работают следующие места отдыха:

Для работников предприятия строятся жилые дома с ценами ниже коммерческих. Предприятие также является крупным и многоцелевым застройщиком недвижимости в социально-культурной сфере в городе Королеве[8]. Молодые специалисты могут получить квартиры в аренду по низким ценам.

Выпускникам школ России предоставляется оплачиваемое целевое обучение[9] в ведущих ВУЗах Москвы и Санкт-Петербурга.

Работники, проработавшие на корпорации более 25 лет и вышедшие на пенсию, получают надбавку к пенсии за счет корпорации.

Государственные награды

Награды предприятию[10]:

Награды сотрудникам предприятия:

  • С. П. Королёв и В. П. Глушко — дважды герои Социалистического труда;
  • 24 сотрудника корпорации — герои Социалистического труда;
  • 56 сотрудников корпорации — лауреаты Ленинской премии;
  • 94 — лауреаты Государственной премии СССР.

Музей корпорации

На территории корпорации работает музей космической техники[11]. В состав музея входит демонстрационный зал (1300 м2), зал трудовой славы и мемориальная комната С. П. Королева (250 м2). В демонстрационном зале представлена ракетно-космическая техника: от первых спутников и ракет дальнего действия до ракеты-носителя «Энергия» и пилотируемых космических кораблей всех модификаций.

Посещение музей платное и производится по предварительной записи в составе групп от 20 человек.

Интересные факты

На территории РКК «Энергия» хорошо сохранился и отреставрирован двухэтажный каменный господский дом с пилястрами, выдающимся портиком и остроконечным шпилем, а также хозяйственные постройки (начало ХХ века). До событий 1917 года здесь была усадьба купцов-чаеторговцев Перловых с фруктовым садом и манежем для выездки лошадей. В настоящее время в господском доме находится канцелярия корпорации, в хозяйственных постройках — столовая.

На предприятии выходит еженедельная газета «За новую технику».

Наряду с космической техникой на предприятии выпускались товары народного потребления: электромобили для инвалидов, скороварки, молоковарки, кухонные процессоры, пылесосы, телевизионные антенны.

На предприятии работают два учебных центра:

  • учебный центр, осуществляющий подготовку по рабочим специальностям, курсы переподготовки ИТР, аспирантура;
  • Центр подготовки космонавтов.

См. также

Примечания

  1. Орбитальная станция Мир
  2. Космический корабль Буран
  3. Космический корабль «Клипер»
  4. ЦНИИ РТК — Энциклопедия космонавтики
  5. Интервью: Николай Севастьянов, президент Ракетно-космической корпорации «Энергия». Ведомости, № 64 (1838), 11 апреля 2007
  6. О компании. // kosmos-air.com. Проверено 29 марта 2011.
  7. «На Луну полетим, когда решим проблемы на Земле» «Деловой Петербург» 1606-1829 (Online) интервью президента «Ракетно-космической корпорации „Энергия“» Виталия Лопота, 24 сентября 2007 года
  8. В Интернет опубликована уникальная интерактивная карта роли Ракетно-космической Корпорации Энергия в развитии г. Королёв — Pr-release
  9. Целевое обучение
  10. РКК «ЭНЕРГИЯ»- ИСТОРИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ // energia.ru  (Проверено 2 ноября 2009)
  11. Музей корпорации

Ссылки

  • Официальный веб-сайт предприятия
  • Б. Е. Черток. «Ракеты и люди. Часть 1»
  • Б. Е. Черток. «Ракеты и люди. Часть 2»
  • Ракетно-космическая корпорация «Энергия» (1946—1996). Книга к 50-летию предприятия

Литература

  • Калининград — Королев. Полвека, ставшие эпохой, 1946—1996. Кн. 2 Р. Д. Позамантир, С. Б. Мержанов, Л. К. Бондаренко. М., 2005. — 512 с.

Энергия (РКК).