Palepurpur.ru

Palepurpur.ru - народный сайт

Бодлер, Шарль
Шарль Бодлер
Charles Baudelaire
Дата рождения:

9 апреля 1821(1821-04-09)

Место рождения:

Париж, Королевство Франция

Дата смерти:

31 августа 1867(1867-08-31) (46 лет)

Место смерти:

Париж, Вторая французская империя

Гражданство:

 Французская империя

Род деятельности:

прозаик, поэт, критик

Годы творчества:

18501867

Направление:

символизм, декадентство

Жанр:

элегия

Подпись:

Произведения на сайте Lib.ru
Произведения в Викитеке.

Шарль Пьер Бодле́р (фр. Charles Pierre Baudelaire [ʃaʁl pjɛʁ bodlɛʁ]; 9 апреля 1821 — 31 августа 1867, Париж) — поэт и критик, классик французской и мировой литературы.

Содержание

Биография

Автопортрет Бодлера

Родился в Париже. Его отцом был выходец из крестьян, ставший в эпоху Наполеона сенатором, Франсуа Бодлер. В год рождения сына ему исполнилось 62 года, а жене было всего 27 лет. Франсуа Бодлер был художником, и с раннего детства прививал сыну любовь к искусству, водил его по музеям и галереям, знакомил со своими друзьями-художниками. Но мальчик потерял отца (видимо, погиб в битве) в тот год, когда ему исполнилось 6 лет. Год спустя мать Шарля вышла замуж за генерала Опика; отношения с отчимом у мальчика не сложились. Замужество матери наложило тяжелый отпечаток на характер Шарля, который в отрочестве и в юности в пику мнениям отчима и матери часто совершал шокирующие общество поступки.

Когда Шарлю исполнилось 11 лет, семья перебралась в Лион, и мальчика отдали в пансион. В 1836 году Опики вернулись в Париж, и Шарль поступил в колледж Людовика Святого[1], откуда был изгнан всего за год до окончания. В мае 1841 года Бодлера отправили в путешествие в Индию (это было как наказание), чтобы он «избавился от дурного влияния» круга богемы Латинского квартала. Путешествие продлилось всего два месяца; до Индии Бодлер не доплыл, и с острова Реюньон повернул обратно: тоска по оставленной родине заставила его вернуться в Париж. В 1841 году он вступил в право наследования, однако быстро начал проматывать отцовские деньги, и в 1844 году постановлением суда управление наследством было передано его матери, а сам Шарль отныне должен был получать ежемесячно лишь скромную сумму «на карманные расходы».

Литературное творчество

Писать он начал, когда получил наследство и стал вести жизнь богатого бездельника.

Первые стихи Бодлера печатаются в 1843—1844 годах в журнале «Артист» («Даме креолке», «Дон Жуан в аду», «Малабарской девушке»). Важнейшим моментом в процессе становления общемировозренческих и литературных ориентаций Бодлера стали конец 1840-х и начало 1850-х годов. Судьба Бодлера в эти годы олицетворяла участь той части французской интеллигенции, которая разделила гнев и иллюзии народа, вместе с ним сражалась за свержение трона, возлагала утопические надежды на республику, сопротивлялась узурпации власти Луи Бонапартом, натолкнувшись, наконец, на горечь и унижения капитуляции. Бодлер не только участвовал в баррикадных боях февраля и затем сотрудничал в республиканской прессе, Бодлер сражался вместе с парижскими рабочими на баррикадах и в июне 1848 г.

Городской пейзаж, приземлено-будничный, насыщенный грубыми деталями, перерастает в символ, полный волнующих загадок, побуждающий Бодлера задумываться о мире, им воссозданном (Роль и назначение пейзажа в «Стихотворениях в прозе»). Лиризм диптиха сложен: мрачное открытие грязного, отвратительного сочетается с ощущением полноты жизни, могущества её природных начал, их взаимопереходов, контрастов. Интересна композиция диптиха. Поэт живописует, вопрошая, хотя и не ставит прямых вопросов и не дает прямых ответов. Диптих начинается с упоминания о тех, «кто имеет право на отдых после дневных трудов». Это — рабочий, ученый. День принадлежит созиданию — таков оптимистический смысл движения авторской мысли, отраженной в композиции диптиха.

В 1857 году вышел самый известный его поэтический сборник «Цветы зла» («Fleurs du mal»), шокировавший публику настолько, что цензоры оштрафовали Бодлера и вынудили убрать из сборника 6 наиболее «непристойных» стихотворений. Тогда Бодлер обратился к критике и на этой ниве быстро добился успеха и признания. Одновременно с первым изданием «Цветов зла» вышла и ещё одна поэтическая книга Бодлера «Поэмы в прозе», не оставившая после себя столь значительного следа, как осужденная книга поэта. В 1860 году Бодлер опубликовал сборник «Парижский сплин», состоявший из стихотворений в прозе. В 1861 вышло второе издание «Цветов зла», переработанное и расширенное автором[2].

Психоделические опыты

Бодлеру принадлежит одно из наиболее внятных описаний воздействия гашиша на человеческий организм, которое на долгие годы стало эталоном для всех, кто писал о психотропных продуктах из конопли.

С 1844 по 1848 Бодлер посещал «Клуб гашишистов», основанный Жаком-Жозефом Моро, и употреблял давамеск (алжирскую разновидность гашиша). По свидетельству Теофиля Готье, активно участвовавшего в жизни клуба, Бодлер «принял гашиш единожды или дважды в ходе экспериментов, но никогда не употреблял его постоянно. Это счастье, покупаемое в аптеке и уносимое в жилетном кармане, ему было отвратительно». Впоследствии Бодлер пристрастился к опиуму, но к началу 1850-х гг. преодолел пристрастие и написал три больших статьи о своем психоделическом опыте, которые составили сборник «Искусственный рай» (1860).

Две статьи из трех — «Вино и гашиш» (1851) и «Поэма о гашише» (1858) — посвящены каннабиноидам. Бодлер считал их воздействие интересным, но неприемлемым для творческой личности. По мнению Бодлера, «вино делает человека счастливым и общительным, гашиш изолирует его. Вино превозносит волю, гашиш уничтожает её». Несмотря на это, в своих статьях он выступает как объективный наблюдатель, не преувеличивая психотропные эффекты гашиша и не впадая в излишнее морализаторство; поэтому и неутешительные выводы, которые он делает из своего опыта, воспринимаются с определенной долей доверия.[3]

Болезнь

В 1864 году Бодлер уехал в Бельгию, где провёл два с половиной года, несмотря на отвращение к скучной бельгийской жизни и на стремительно ухудшающееся здоровье. Будучи в церкви Сен-Лу в Намюре, Бодлер потерял сознание и упал прямо на каменные ступени.

В 1866 году Шарль-Пьер Бодлер тяжело заболевает. Свой недуг он описывал так: наступает удушье, путаются мысли, возникает ощущение падения, кружится голова, появляются сильные головные боли, проступает холодный пот, наступает непреодолимая апатия.

По известным лишь одному поэту причинам, он умолчал о сифилисе. Как впоследствии оказалось — зря. С каждым днем болезнь все больше ухудшала состояние Бодлера. Рвота и головная боль стали его постоянными спутниками — без них не проходило ни дня. 3 апреля в весьма плачевном состоянии он был доставлен в брюссельскую больницу, однако после приезда матери его перевели в гостиницу. В это время Шарль-Пьер Бодлер выглядит ужасающе — перекошенный рот, остановившийся взгляд, практически полная потеря возможности произносить слова. Болезнь прогрессировала, и уже через несколько недель Бодлер не мог формулировать мысли, часто погружался в прострацию, перестал покидать постель. Несмотря на то, что тело ещё продолжало сопротивляться, разум поэта угасал.

Его привезли в Париж и поместили в клинику, в которой он и скончался.

Отдельные факты

  • В Париже Шарль Бодлер проживал более чем по 40 адресам.
  • Поэт был свидетелем начала грандиозной перестройки Парижа бароном Османом: «Le vieux Paris n’est plus…» («Цветы зла», 1857)
  • Почти 17 лет жизни Бодлер посвятил переводу на французский язык произведений Эдгара По, которого считал своим духовным братом.

Бодлер и музыка

На стихи Бодлера писали музыку К. Дебюсси, Э. Шабрие, Г. Форе, Венсан д’Энди, Эрнест Шоссон, Альфредо Казелла, А. фон Цемлинский, А. Берг, К. Штокхаузен, Н. Рорем, Л. Андриссен, А. Соге, Кайхосров Сорабджи, С. Танеев, А. Гречанинов, А. Крупнов, Юрий Алексеев, Д. Тухманов, Лоран Бутонна, Милен Фармер, Константин Кинчев, RENAISSANCE v.2.0, Лютомысл, Судный день и др.

Современность

  • В настоящее время стихи Бодлера популярны и часто переиздаются. Иллюстратором одного из переизданий книги стихов «Цветы зла» стал художник комиксов Даниель Хюлет.

Сочинения

Основные произведения и сборники поэзии:

В русском переводе:

  • Бодлер Ш. Цветы зла / Перевод А. Панова. — СПб., 1907. — [Т. 1]. — 192 с.; [Т. 2]. — 193—288 с.
  • Бодлер Ш. Цветы зла / Перевод Эллиса. — СПб., 1908, Томск: Водолей. — 1993. — 400 с.
  • Бодлер Ш. Цветы зла / Перевод А. Альвинга. — СПб., 1908. — 263 с.
  • Бодлер Ш. Цветы зла / Перевод А. Ламбле. — Париж, 1929. — ??? с.
  • Бодлер Ш. Лирика. — М., 1965. — 187 с.
  • Бодлер Ш. Цветы зла. — М.: Наука, 1970. — 470 с.
  • Бодлер Ш. Цветы зла / По авторскому проекту третьего издания. — Кишинёв: Литературный фонд «Axul Z», 1996. — 304 с.
  • Бодлер Ш. Цветы зла / С парал. франц. текстом. — М.: Радуга, 2006. — 796 с. — ISBN 978-5-05-006402-8
  • Бодлер Ш. Цветы зла. — М.: Эксмо, 2007. — 304 с. — ISBN 978-5-699-14293-4
  • Бодлер Ш. Цветы зла / Перевод В. Шершеневича. М.: Водолей, 2009. — 356 с. — ISBN 978-5-91763-009-0
  • Бодлер Ш. Избранные письма / Перевод под ред. С. Л. Фокина. — СПб.: Machina, 2012. — 366 с. — ISBN 978-5-90141-096-7

Примечания

  1. Коллеж — среднее учебное заведение во Франции, Бельгии, Швейцарии и некоторых др. странах
  2. Бодлер Шарль. Цветы зла. Школа язычников. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 352 с.
  3. Энциклопедия конопли

Литература

Ссылки

  • Бодлер: критические высказывания о поэте в Европе и России. Электронная энциклопедия «Современная французская литература» (2012). Архивировано из первоисточника 11 апреля 2012. Проверено 11 апреля 2012.

Тексты в интернете

На русском

  • Творчество Бодлера в русском переводе на Lib.ru
  • «Опиоман» и др.
  • Собрание переводов на Русский
  • Сайт посвященный творчеству Бодлера

На французском

На английском

  • «The Painter of Modern Life» Complete Annotated Text at Lines of Advance
  • Selected works at Poetry Archive
  • Another selection
  • Les Fleurs du Mal full text online with Translations

Бодлер, Шарль.